понедельник, 12 февраля 2007 г.

Виндсерфинг. Опять про поворот Jibe.

Нашел замечательную статью в копилке знаний на сайте http://www.katalka.ru Привожу полный текст статьи (а то вдруг исчезнет из интернета, как многие другие ресурсы):

----------------------------------

Поворот Jibe

В "фордаке" (поворот фордевинд, jibe) я эксперт мирового класса. В смысле как его профукать. Я провалил 10 392 попытки глиссирующего фордака (то есть такого фордака, при котором доска все время находится в глиссировании - и до, и во время, и после смены галса), до тех пор, пока один приятель не подкинул мне ПОЛЕЗНЫЙ СОВЕТ, который и стал ключевым для моего фордака, изменив мою жизнь. А потом я добавил еще одну МАЛЕНЬКУЮ ДЕТАЛЬ, - теперь уже собственную, которая помогает моей доске выкручивать дугу и в то же время не терять скорость. Обе этих тонкости описаны ниже в процедуре исполнения фордака и работают одинаково хорошо как во всех вариантах глиссирующего фордака, так и в почти водоизмещающем режиме. Выполненная точно, эта последовательность действий дает мне выйти из поворота почти с такой же скоростью, с какой в него и входил. Она не требует зазубривания целого репертуара в работе ног и рук, потому что одни и те же простые движения при катании и в умеренный, и в нешуточный ветер.

1. Разгоняешся до самой большой скорости на какую способен, какой еще не достигал никогда, такой, чтобы глаза вылезали на лоб, чтобы что ещё немного и от страха штаны обмочишь, чтобы тень твоя за тобой не успевала. Но если ты не почувствовал, что именно ТАК ты несешься, то значит у тебя недостаточно скорости, и тебе будет труднее преодолевать свой огрехи.

2. Уваливайся ещё больше по ветру и еще набирай скорости при переходе от острого курса к полному. Фактически сам фордак - это поворот всего на 90 градусов. А вот парусом ты активно управляешь только первый и последний сегменты по 45 градусов из всего движения в 180 градусов.

3. Подвинь заднюю руку примерно на фут (30 см.) еще дальше назад по гику, мачтовую руку переверни ладонью вниз (это существенно поможет в дальнейшем при перекидывании паруса), отцепись от трапеции не нарушая положения паруса и переставь заднюю ногу на кромку борта позади задней петли. Ты ещё больше закрываешь парус несешься полным курсом (в багштаг) и рулишь задней ногой. Некоторые эксперты по фордаку уваливаются будучи еще пристегнутыми в трапеции, чтобы трапеция как-бы вытягивала их в более правильное положение веса тела относительно доски. Я пару раз пытался, и даже получалось, но, совершенно очевидно, что такой маневр небезопасен.

4. Ну а теперь, где-то в течение одного - двух мгновений, по возможности одновременно:
- разверни колени и грудь дальше под ветер и внутрь поворота;
- присядь (именно присядь, а не наклонись), перенеси весь вес тела на пальцы ног, чтоб колени согнулись на 90 градусов и ты смотрел в сторону движения из-под гика;
- агрессивно перенеси вес тела вперед по отношению к ступням (или дай парусу это за тебя сделать);
- наклоняй этой зафиксированной рукой мачту под ветер, одновременно задирая назад еще сильнее задний локоть, как бы еще сильнее закрывая парус, пока нижняя шкаторина не коснется задней ноги (такое сверхзакрывание паруса нужно, чтобы погасить его энергию);
- смотри на воду вперед перед собой через 20-30 метров, туда, где будешь выходить из поворота (сам я смотрю на любой объект вдали по ветру, чтобы соизмерять свое положение в повороте с теми действиями, которые провожу);
- подними пятку передней ноги, чтобы усилить давление на петлю.
Теперь твой вес разнесен равномерно между подушечкой пальцев передней ноги и полностью плоской ступней задней ноги, а ты, между прочим, еще и не в дуге! Ты все еще на полном курсе, готовый бросить свою доску в фордак, а парус и ноги установить на новом курсе.

Если ты не смог перебрать (слишком закрыть) парус из-за слишком сильного давления на заднюю руку, значит ты: А) начал это делать слишком поздно и/или Б) не сделал выпад локтем передней руки вперед и внутрь поворота. Чтобы исправить эту ошибку напряги сильней передний локоть и гни мачту внутрь поворота с ожесточением и в это же время надо перевыбрать парус (еще сильней закрыть). Это погасит мощь паруса и вернет тебе контроль. Единственное, когда тебе НЕ НАДО слишком закрывать парус - это когда ты все-таки сходишь с глиссирования и тебе надо "пропихнуть" доску через поворот.

Ну вот, вроде пока все шло как в нормальном обычном учебнике по мощному фордаку в карвинге. А теперь вступает в действие ИЗЮМИНКА моего приятеля и мое дополнение, несколько облегчающее прохождение фордака.

ТОЧКА КОНЦЕНТРАЦИИ (СТОП_КАДР): Обратите внимание на положение рук: они согнуты, как будто вы хотите выстрелить из лука и направить стрелу в цель, находящуюся под ветром от вашего теперешнего курса (т.е внутри вашего поворота). Ваша задняя рука зафиксирована возле подветренного плеча, как будто держит тетиву лука и оперенье стрелы, в то время как передняя рука держит лук и поддерживает стрелу. Обе руки задраны вверх и готовы выпустить стрелу (перебросить парус), но …. КОГДА ЖЕ мы бросаем парус?

Моя личная модификация поворота помогла мне определиться со временем, когда это нужно делать. Я начал резко двигать бедрами вбок, внутрь поворота, как будто закрываю дверцу машины, а руки заняты покупками. Это помогает делать очень плотный, плавный поворот и выводит тело в замечательное положение при выходе из поворота на полной мощности на новом полном курсе, может даже позволит автоматически пристегнуться и закрыть парус, если все пойдет как надо. Это резкое движение бедрами нагружает подветренную кромку доски, которая как раз инициирует и ведет карвинг и определяет время переброски паруса. Во время этого пихания бедрами ваше тело изгибается буквой "С" выпуклостью в сторону поворота.

Поскольку ваша передняя рука как можно дальше перед вами, да еще вы бедрами изгибаетесь в новом направлении, то вы почувствуете, что пытаетесь вести доску в направлении, противоположном тому, куда должен по идее перемещаться сам парус. Ну, грубо говоря, парус должен двигаться на запад, а доска уже начинает направляться к востоку. Единственный тут рецепт - перекинуть парус и взять его в путь с собой.

Попробуйте, но надо помнить, что прежде, чем у вас найдется времечко ПОДУМАТЬ о переброске паруса, вы проскочите все 180 градусов поворота за какие-то пару мгновений, окажетесь с подветренной стороны, и …увы. Но если вы уже сделали как описано выше - значит вы идете по верному пути, потому что по крайней мере вы весь поворот прошли в правильном карвинге. Ну а теперь вам осталось только перекинуть парус (flip) и переставить ноги (switch) именно в те же самые пару ударов сердца. Вот вы и скрутили настоящий фордак! Вся хитрость в том, чтобы совместить время перекидки паруса с пересечением доской линии ветра.

ИЗЮМИНКА:

5. Вернемся к нашей последовательности: в то же самое время, как вы сделали движение бедрами внутрь поворота и направили доску под ветер, давление покидает парус. ВОТ ТЕПЕРЬ пускайте стрелу (бросайте парус, flip). Точно также, как техника поступенчатого фордака (на длинной доске.-Прим.пер.) требует от нас в этот момент ступить вперед одновременно с отпусканием паруса задней рукой, точно также эта техника лучше сработает, если одновременно с отпусканием паруса мы пихнем бедрами. И именно здесь были провалены миллионы попыток глиссирующего фордака. Всякие там журналы уже нам советовали выпустить гик, схватиться за мачту и ждать, пока ветер сам перебросит парус вокруг мачты как дверь сарая на сквозняке, награждая вас за упорный труд, ну а пока ветер где-то там далеко разбирается с вашим парусом, вы героически хватаетесь за гик на новом галсе и с гордо поднятой головой уходите к за горизонт.

ЕРУНДА!
Вот здесь то и кроется фатальная ошибка. Если вы обгоняете истинный ветер, как это и должно быть на глиссировании, то откуда возьмётся сила, которая должна пихать ваш парус со стороны кормы? Ветер с кормы вы почувствуете только тогда, когда ваша собственная скорость упадет ниже скорости истинного ветра, а это значит, что вы сошли с глиссирования и торчите на месте держа в руках полностью надутый парус. Еще в 15 веке такое положение называли "катапульта готова к отстрелу!".

Именно сёрфер (спортсмен, катальщик…), а не ветер должен делать работу по перекидке паруса! Мы ОБЯЗАНЫ закрутить этого засранца вокруг своей оси, а не ждать, пока ветер пихнет в задницу эту дверь амбара за полторы штуки зеленых. Глиссирующий фордак - это штука агрессивная и требует агрессивного мышления, и именно МЫ, а не ветер контролируем весь процесс.

Вот где Монте (друг?) изменил мою жизнь, говоря: "БРОСАЙ, БРОСАЙ, ХВАТАЙ, ИДИ!"

Только сам спортсмен способен сильно закрутить парус по всей длине гика, а ветер этого определенно не собирается делать. Во время движения бедрами, как только вы почувствуете, что вы с парусом уже идете в разных направлениях, вы должны ОТШВЫРНУТЬ заднюю часть гика, как будто ошпарились. Миллисекундой позже точно таким же движением ОТШВЫРИВАЕТЕ от своего подветренного уха пролетающую мимо вашего лица округлую переднюю часть гика прямо на новый галс в положение фордевинд.
Движение мачтовой руки напоминает подачу паса игроку, бегущему вдоль вашего нового полного курса (видимо из бейсбола? Не совсем понятное движение), то есть вдоль пути на выход из поворота. Здесь объясняется необходимость хвата ладонью вниз передней рукой, потому что ВТОРОЙ БРОСОК проходит намного легче, парус закручивается за один удар сердца и не задерживается в руках, пока болтается в воздухе перед вами. А теперь ХВАТАЙ его обеими руками и ИДИ! (то есть выбери (закрой) парус на новом галсе в бакштаг, что позволит идти возможно еще быстрее, чем ты входил в поворот. При наличии удачи и практики ты сам переставишь ноги одновременно или секундой позже переворота паруса и выйдешь из поворота, ускоряя движение доски давлением на неё. Вы не должны заметно потерять скорость, поскольку:
а) все это происходит по ветру
б) без тяги вы остаетесь всего одну - две секунды.

Как только я совершаю движение бедрами или буквально перед этим, я смотрю в точку на горизонте прямо по ветру. И если я к этому моменту не перекручу парус, - значит я опоздал, значит должен приостановить движение по дуге и перебросить парус СЕЙЧАС, иначе я уже буду на новом остром курсе, а парус еще нет, и значит я схвачу парус уже наполненным энергией ветра и буду к этому моменту не в петлях, и значит - катапульта.

Такой скоростной фордак не дает времени потерять скорость, словить неожиданных три волны, потерять баланс и рухнуть в воду. Я думаю, что переброска паруса с момента, когда бросаю его задней рукой до момента, когда выбираю его уже на новом галсе, занимает не более одной секунды, если делать все правильно. Вся это последовательность движений БРОСАЙ/БРОСАЙ/ХВАТАЙ/ИДИ скорее напоминает течение одного непрерывного махового движения, наподобие движений в Кунг-Фу. А сам процесс аналогичен и для 3-х, и для 7-ми метровых парусов, только усилие для 7-ми метровых требуется больше и занимает, пожалуй, все-таки два мгновения, а не одно.

Когда я впервые испробовал эту технику, - это было для меня откровением и революцией в моём катании. Больше не было дверей от сарая, съедающих драгоценные секунды и скорость, не было больше пробелов в два корпуса, пока я пытаюсь балансировать на чопе!

Ах, да - ноги! Ноги мои находятся слишком далеко от мозгов, чтобы засылать в них всю эту сложную информацию из учебника о правильной работе ног. Давайте попробуем выбрать какой-нибудь метод из обычного фордака. Например, в пошаговом фордаке (step jibe) рекомендуется вытащить переднюю ногу из петли, чтобы пятка пересекла ДП (centerline), удерживала давление на внутреннюю (к повороту,- прим.пер.) кромку доски, а задней ногой ступить вперед, одновременно с перекидыванием паруса. Ну, по мне, так слишком требовательно. А кроме того, пошаговый фордак как раз и предназначен чтобы избежать притопления кормы в случае сброса скрости. Ну а мы-то стремимся скорость увеличить, а не сбросить.

6. Мне показалось проще подпрыгнуть и одновременно переступить ногами в тот момент, когда ими не надо рулить доску. Это работает на любой скорости, на любом чопе и свэлле, на передозе и без, на глиссировании и без, в Среду и в Субботу, до и после перекидывания паруса, в любом положении, КОГДА Я НЕ РУЛЮ доску. Если я едва глиссирую, тогда я проскальзываю своей новой передней ногой немного дальше в позицию для стэп джайба, прежде чем переношу на неё вес. Разгружая ноги и меняя их местами одновременно, я существенно облегчил себе жизнь в фордаке. Само движение может слегка изменяться от одновременного легкого скольжения по поверхности доски на гладкой воде, до реального подпрыгивания над палубой при большом чопе. Ноги я меняю местами до, во время или после перекидывания паруса, как мне в этот момент удобно, и никаких глубокомыслий на этот счет.

В худшие дни я, наверное, испортил добрую половину своих фордаков. Вот основные ошибки:
- падение лицом к центру поворота, потому что склонялся в пояснице, вместо того чтобы просто присесть (я так и не исправил эту дурную привычку, пока хирург не зашил мне порванное подветренное ухо);
- перегрузка паруса ветром, катапульта при выходе из поворота, если парус перекинул слишком поздно и / или уже слишком увалился, а парус недостаточно закрыт. Вот как раз сочетание выбора точки на горизонте по ветру с одновременным перебрасыванием паруса решает эту проблему;
- рысканье доски, потеря баланса, невозможность вести хорошую дугу в штормовом море из-за того, что не ВЫСТАВИЛ ВПЕРЕД перед собой мачтовую руку и неправильно наклонял мачту в поворот. Подавая мачту вперёд и внутрь поворота и опираясь на гик, мы переносим часть веса тела вперед, к носу доски, и рысканье прекращается;
- подбрасывает на Чопе - потому что недостаточно согнуты колени;
- невозможно перевыбрать, сильнее, чем надо закрыть парус, потому что сначала слишком увалился, а потом стал парус закрывать. Как бороться? Подайте парус вперед и под ветер, это быстро погасит лишнюю тягу, ну или ногами резко рулите обратно, приводитесь, закрывайте парус и снова входите в поворот с перевыбранным парусом, но только все это одним быстрым рывком;
- потеря своего местоположения в повороте, потому что смотрел или в парус, или на воду прямо перед собой, вместо того, чтобы смотреть в ту сторону, куда надо идти. Вы должны смотреть туда, куда собираетесь идти, а не туда, где сейчас находитесь, потому что наши доски (а также автомобили, велосипеды и т.д.) следуют за нашим взглядом. Когда управляете автомобилем, вы же не смотрите все время в панель приборов, а смотрите вдаль, куда едете. Лучшее средство для меня - смотреть в точку на горизонте прямо по ветру.
- слишком сильное задавливание подветренного борта приводит к утоплению кромки и может не соответствовать скорости доски.
- слишком много думать вредно. Лучше всего получается, когда начинаешь злиться и делаешь всё автоматически, вместо того, чтобы раздумывать слишком много. У меня просто не хватает быстродействия мозга, чтобы вспомнить добрую дюжину операций, необходимых в процессе сжатого, плотного фордака на маленькой доске. Большие доски и паруса замедляют процесс и позволяют его весь продумать.

Переставлять ноги-руки как по книжке, - это работает для миллионов людей. Но:
1) я так не смог;
2) это приводит миллионы людей к потере глиссирования, прежде чем они заканчивают поворот;
3) они все-таки не настолько быстры и эффектны, потому что задействуют большее количество движений, они размахивают парусом через пространство в два раза большее, чем надо, им нужно больше времени и пространства для подготовки к повороту.
Сара Джеймс, очень известный инструктор сейчас преподает метод от-гика-к гику, вместо более сложного, неуклюжего, устаревшего метода гик-мачта-гик.

Перекидывание паруса методом от-гика-к-гику помогает исправить состояние прерванного фордака, которое можно наблюдать каждые пять секунд у чайников в их инкубаторе в Gorge. Что они делают: они быстро входят в поворот, потом очень размеренно уваливаются, пока доска не сойдет с глиссирования, а парус не дернет их за заднюю руку, потом отпускают заднюю руку, дают возможность парусу где-то там вокруг мачты пополоскаться на ветерке, как ему хочется, пока доска совсем не замрет на месте, а потом хватаются за гик на новом галсе и пытаются снова заглиссировать. Ну, это, конечно, тоже фордак, но определенно, не глиссирующий…И довольно круто будет, если вы это сможете сделать на приличном чопе.

Агрессивность и одержимость - вот что в действительности требуется для выполнения настоящего крутого, глиссирующего фордака. Ветер уже сделал свое дело, когда разогнал нас до нужной скорости, а вот сам поворот - в НАШЕЙ ВЛАСТИ, после чего снова ветер вступает в свою игру

Попробуйте сделать это. Только так я смог стать отличником в дисциплине джайб.


Статья Mike Flick www.extremewindsurfing.com
перевод voVan Straaten и Дед Мазай
материал с сайта www.north.wind.ru

-----------------------------------------------------------

Комментариев нет:

Отправить комментарий